Arthénice (_niece) wrote in ru_nabokov,
Arthénice
_niece
ru_nabokov

Category:

Движение зрачков

Что "Несчастная" Тургенева является одним из прото-текстов к сценам берлинской жизни в квартире Щеголевых - уже писано было, и подтверждено.

Вот два фрагмента:

Сусанна ничего не ответила Элеоноре Карповне - она даже не поглядела на нее и только слегка, под опущенными веками, повела глазами в ее сторону. По одному этому движению, - по движению ее зрачков, - я мог понять, какого рода чувства Сусанна питала ко второй супруге своего вотчима... И я опять чему-то порадовался.
и

"Поешь, Аида", сказал Борис Иванович, вытягивая мокрые губы. Ничего не ответив, словно его не было, - только вздрогнули ноздри узкого носа, - она повернулась на стуле, легко и естественно изогнула длинный стан, достала с буфета сзади пепельницу, поставила у тарелки, сбросила пепел. Марианна Николаевна с мрачно-обиженным выражением на полном, кустарно накрашенном лице вернулась с кухни.

Но само движение глазами, по которому рассказчик замечает отношение героини (и радуется этому) переведено в другой контекст:

Она едва говорила с ним, хотя по некоторым признакам - не столько по зрачкам, сколько по отливу глаз, как бы направленному в его сторону, - он знал, что она замечает каждый его взгляд, двигаясь так, словно была всё время ограничена легчайшими покровами того самого впечатления, которое на него производила;

Видимо, тургеневская детальность понравилась автору, и он решил, себе присвоя, еще глубже ее детализировать.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments