serserkov (serserkov) wrote in ru_nabokov,
serserkov
serserkov
ru_nabokov

Category:

"Защита Лужина": наброски к экзистенциальному анализу.

Прежде всего следует отбросить мысль, что "проблема" Лужина заключалась в чрезмерном увлечении шахматами, "уходе" в шахматную реальность. Наоборот — шахматы были для героя в некотором смысле решением проблемы, средством адаптации в мире. Средством тем более действенным, что у него обнаружились недюжинные способности к этой игре. Действительно, как бы сложилась судьба Лужина, не сделай он карьеру шахматного игрока? Но я забегаю вперед, начинать надо со Времени.

Отношения героя со Временем. Ключ к переживанию Лужиным времени мы находим на первых же страницах, буквально в первом же предложении романа — Луин поражен переменами, Лужин не желает перемен, Лужину плохо в меняющемся мире. Лужин живет в мире, где нет будущего: он не строит планов, его пугают любые изменения (помимо поступления в школу вспомним сцену, когда Лужин потерял свою невесту, пытаясь найти комнату, где играл когда-то; вспомним его раздражение, когда он не может найти дверь в турнирную комнату перед игрой с Турати). И напротив — любое узнавание прошлого, уже бывшего, радует Лужина, так его радует квартира невесты. Но нельзя сказать, что Лужин живет в прошлом — его прошлое фрагментарно, оно не составляет "историю". Лужин живет только в настоящем и стремится сохранить это настоящее в неприкосновенности, избежать перемен. Он сохраняет неизменными привычки, одежду и обувь, вещи. Но самым действенным средством, позволяющим избежать перемен, противостоять хаосу, оказывается шахматная игра. Игра, где все происходит строго по закону, где все изменения подвластны Лужину, где нет места случайности и неизвестности. Когда же наступает кризис, Лужин возвращается в прошлое, пытаясь найти свой дом неизменным. Но эти попытки обречены на провал и даже настойчивые усилия врача не могут воскресить полноценное прошлое, так же как изучение проспектов — это вовсе не планирование будущего. Лужин остается зажат в тисках настоящего, которое он бы предпочел не менять никогда. Ему по большому счету все равно, какие именно изменения его ждут: хотичные и неуправляемые или заранее известные и предопределенные. Вторые ужасают его не менее, чем первые и именно поэтому он с таким ужасом наблюдает повторение своей жизни, и ужасного в этом не то, что события повторяются, а то, что они развиваются, движутся, изменяя его мир.

Отношение к пространству. Нетрудно заметить, что и в пространстве мир Лужина очень ограничен. В тексте полно цитат, где Лужин воспринимает окружающее как находящееся в тумане, он как будто окружен вязкой субстанцией, периодически возникает образ сужающегося тоннеля, окружающей героя темноты и т.д. В пространстве, как и во времени, взгляд Лужина не способен пробиться далеко, одинаковые номера гостиниц, турнирные комнаты, опять-таки неотличимые друг от друга — вот его мир. И шахматная доска — идеальный образ этого мира, ограниченного краями доски. Шахматы заменяют собой реальность потому, что для Лужина они "лучше реальности". Но "лучше" здесь не означает "более хорошее". "Шахматы лучше реальности" — значит более соответствуют реальности (какой она видится Лужину), чем сама реальность. На ограниченном (как и его мир) пространстве доски Лужин отказывается от прошлого и будущего — его каждая игра как одна игра (именно поэтому нет прогресса в его шахматном мастерстве).

Но шахматы не спасают его, воспользовавшись ими как средством приспособиться к миру, средством сохранить свое вИдение, он попал в зависимость от средства. И вот, когда Лужин сталкивается с Турати, Турати, который играет "не по правилам", Турати, который привносит хаос и изменения в Лужинский шахматный строй, Лужин не выдерживает, его мир рушится. Но судьба в лице невесты и доктора дает Лужину отсрочку, неожиданно возвращая его в детство, в которое он и хотел убежать. Но детство оказывается фальшивым, перечитанные детские книги уже не вызывают тех самых ощущений, а ир продолжает изменяться. И шахматы уже не спасают, ведь они стали частью изменяющегося мира, и роковая партия с Турати все ближе, и единственный способ остановить неподвластные Лужину изменения — закончить жизнь. Отказаться от мира и от себя, уйти в небытие, где ничего никогда не меняется, так как ничего и никогда не происходит.

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments