prochtenie_lj (prochtenie_lj) wrote in ru_nabokov,
prochtenie_lj
prochtenie_lj
ru_nabokov

Categories:

пепельницы у сирина

Герой нашего сообщества, как известно, очень много курил.
И, оказывается, тезис "что охраняю, то и имею", тьфу, "что вижу, о том пою", касается даже гениев.
Ганин тренируя волю, вставал ночью с постели, одевался, шел на улицу бросить окурок в почтовый ящик.
Лужину родители жены выговаривают, что он не умеет обращаться с последышами курения: однажды окурок обнаружился в пасти полярной медвежьей шкуры, частый гость он «во всех вазочках», а в сцене на приеме у чиновника герой сунет окурок в карман.
В «КДВ» кто-то раздавил окурок на голове механического манекена, Таня в «КРУГЕ» приспособила под пепельницу морскую раковину.
В «УДАРЕ КРЫЛА» золотой окурок элегантно плещется в фарфоровой глубине писсуара.
Писатель в «ПАССАЖИРЕ» рассеянно бросит спичку в пустую рюмку собеседника (а в последних строчках еще и попытается в эту рюмку что-то налить). Карикатурист Горн в "ОБСКУРЕ", входя в лавку восточных тканей, любил бросить тлеющий окурок на сложенный в углу дорогой шелк и общаться с продавцом, пока окурок творил катастрофу.
Проходной персонаж «ПОДЛЕЦА» кидает все в тот же почтовый ящик зажженные спички, и в каком-то из параллельных миров стоят потом у обугленного ящика пожарный с почтальоном, осуждающе цокают языками - опять, де, герои Сирина поднагадили, сил уже никаких нет, скорее был он сбежал от нашего нацизма во Францию.
Директор тюрьмы в «Приглашении НА КАЗНЬ» топит останки папиросы в остатке соуса. Себастьян Найт использует в качестве пепельницы комнатную туфлю.
Фокусник Шок («КАРТОФЕЛЬНЫЙ ЭЛЬФ») прячет за пазуху даже не окурок, а горящую сигару.
Рецензируя в «Руле» очередной номер «Современных записок», Сирин мигом выделяет у прозаика Темирязева нищего персонажа, коему в шляпу бросил окурок игривый прохожий. Оценивая сборник стиходрам В. Пиотровского в первой же цитате упоминает горбатого коня в окурках и золе. Разбирая повесть Бориса Зайцева, где человек, сгорающий от любви, уподоблен спичке, учит со знанием дела: «В жизни бывает, что вслух сравнивают жизнь со спичкой, но не бывает, чтобы при этом так литературно описывали сам огонек спички»
Восхищаясь Гоголем (это уже в возрасте Набокова), «самым выразительным» в образе Манилова считает горки золы, которые прекраснодушный помещик выбивает из трубки и аккуратными рядками расставляет на подоконнике.
Годунов-Чердынцев, приступая к освоению нового жилища, прикидывает, сколько пепла надо просыпать под кресла «и в его пахи», чтобы оно стало пригодным для путешествий (имеются в виду мысленные путешествия, когда уносишься куда либо мечтой; «так», а не сам). В конце того же романа призрак Кончеева рассказывает герою, что брал в библиотеке тот же том Н. Г. Чернышевского, что и герой, ибо между страницами обнаружился чердынцевский пепел: освоена книга. Гости других Чернышевских сбрасывают пепел с блюдце с вишневым вареньем.
Антон Петрович («Подлец») пепельницу использует, но извращенным образом – его в нее тошнит.
Апофеоз же нецелевого использования реальности под окурки мы обнаружим в рассказе «ОБЛАКО, ОЗЕРО, БАШНЯ», героя которого, неудачно угодившего в увеспоездку с бравыми немцами, попутчики заставили окурок съесть.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments