Беда с воображением..

Эта музыка смолкла в тот миг, когда ночью, на тряском полу темного таксомотора, Людмила ему отдалась, и сразу все стало очень скучным,– женщина, поправлявшая шляпу, что съехала ей на затылок, огни, мелькавшие мимо окон, спина шофера, горой черневшая за передним стеклом. ("Машенька", 1926)

ВН настолько живописен, что даже его пейзажи представляешь живее, чем натуральные. А тут.. Никак не вообразить этот таксомотор. Вернее, ночь, шофёр за стеклом – да.. Но на полу, да ещё в шляпе? Нет, не получается.. :(
Мне лично это представляется в стиле нуар. Такое давящее чёрно-белое ощущение. Как от Bend Sinister
Я не совсем об ощущении, скорее, технически не вообразить - грузовик какой-то, а не легковушка :) ну сколько там места, на полу?
Скажем, в "Лолите":
Бесчисленные любовники лежали в обнимку, целуясь, на ровном газоне горных склонов Старого Света, на пружинистом, как дорогой матрац, мху, около удобного для пользования, гигиенического ручейка, на грубых скамьях под украшенными вензелями дубами и в столь многих Лачугах под сенью столь многих буковых лесов. Но в американской глуши любитель вольного воздуха не найдет таких удобных возможностей предаться самому древнему из преступлений и забав. Ядовитые растения ожгут ягодицы его возлюбленной, безымянные насекомые в зад ужалят его; острые частицы лесного ковра уколют его в коленища, насекомые ужалят ее в коленки; и всюду кругом будет стоять непрерывный шорох потенциальных змей — что говорю, полувымерших драконов! — между тем как похожие на крохотных крабов семена хищных цветов прилепляются, в виде мерзкой изумрудной корки, равно и к черному носку на подвязке, и к белому неподтянутому носочку. Немножко преувеличиваю.

Тут нельзя не представить, невзирая на поэзию :)
Конечно, мастерство возросло, опыта прибавилось..
Что да, то да. Он кажется "Машеньку" немножко недолюбливал.
Цитируемый пассаж отсылает к знаменитой сцене в наемной карете из Госпожи Бовари. Секс в транспорте - и не просто в транспорте, а в пошлом наемном экипаже - разбивающий романтическую мечту.
Идеология несомненна, но это уже отвлечение от пейзажа, так сказать :)
С каретой как раз более ясно, она просторнее. Даже заднее сиденье автомобиля – и то..
Вообще заднее сидение такси со своими эротическими коннотациями - сквозная тема эмигрантской прозы. Посмотрите Ночные дороги Газданова.
Такси все-таки не Волга было, а примерно такое

http://commons.wikimedia.org/wiki/Image:Lesser_Ury_Kraftdroschke_im_Regen_am_Brandenburger_Tor.jpg

И сзади места вероятно было больше (как в английских кебах).

Вряд ли благородный Ганин бросил даму на грязный пол. Т.е. дама находится сверху, отчего и шляпа естественным образом съехала на затылок. Ну и спина щофера нависает как гора над лежащим на полу.
Я смотрю, здесь женское обуждение...
Такое мероприятие, видимо, дам заинтриговало.
Однако, вспоминается описание большой любви Себастьяна Найта : "... у нее было не по-женски развитое воображение".
И все-таки, конструкция предложенная ploxo несколько шире стандартной.
вопрос, безусловно, половой ;) а за развитие воображения – огромное спасибо ВН :)
конструкция, предложенная ploxo, гораздо просторнее – в этом-то всё и дело
Воображение отправило не туда, за техническими подробностями пропадает смысл происшествия..
Те-те-те :) Только не у ВН, для которого всегда было важно в и д е т ь картину во всех деталях и правильно описать. Помните пример с тростью?
Да, но только ВН - это всегда сбалансированное искусство. За разбаланс он и не любил Достоевского, а не только за "большие идеи".
Не знаю, что такое сбалансированное искусство, простите.
Смысл содержания данного отрывка от меня не ускользает - его видно "невооружённым глазом". А вот художественная составляющая ускользала до вчерашнего (спасибо ploxo - он понял, что мне было нужно). Так что баланс восстановлен, если Вы об этом. ;)
Большие идеи?
Думаю, что Достоевского он больше не любил за его намеренное "пренебрежение" к стилю и превращение литературы "в девку, обслуживающую общественные интересы".
Re: Большие идеи?
"Литература больших идей" - собственное (или часто употребляемое) словосочетание ВН. И оно означает именно то, о чем Вы пишете: "...превращение литературы "в девку, обслуживающую общественные интересы".
А под разбалансом у Достоевского я имел в виду перманентную истерику.
Re: Большие идеи?
Да, истерика у всех - мужчин, женщин. Надрыв наш знаменитый.. Нездоровый, в общем-то.
Но в связи с таким определением разбаланса - в чё
(пардон, что-то глюкнуло)
м Вы подразумеваете "сбалансированное искусство" ВН? Не находите ли его "олимпически спокойным", как один из его героев - Пушкина? ;)
Re: (пардон, что-то глюкнуло)
"... и неспособным волновать".
Re: (пардон, что-то глюкнуло)
ага :) Всё в тех же "Устах к устам", где и про трость ;) Тростей, кстати, у ВН вообще порядочно. :)
Re: (пардон, что-то глюкнуло)
"Илья Борисович чистосердечно радовался блеску ее массивного набалдашника и, увы, не предчувствовал, какой иск предъявит эта дорогая трость, как мучительно потребует она упоминания, когда Долинин, ощущая в руках гибкое молодое тело, будет переносить Ирину через весенний ручей.":)
ПРимер с тростью - из рассказа "Звонок"? ?? С этого момента можно, пожалуйста, подробнее!
Я о рассказе "Уста к устам" (лучше самостоятельно перечитать). Ну, и в "Отчаянии" тема трости прозвучала ;)
А в "Звонке", может, и трости-то нет. :)
мне кажется, она ему отдалась по факту , но не по существу.
как бы психологически. вот)